Характеристика современного денежного оборота

Страница 5

Большинство наших сограждан предпочитают использовать банковские карты для снятия наличных в банкоматах, а не как платежное средство. Так, в 2005 г. через банкоматы граждане обналичили 2,62 трлн руб., что составляет 93,7% от общей суммы по всем операциям с картами, в 2006 г. граждане сняли 3,97 трлн руб., или 93,5% от общей суммы операций. ширина колеи железной дороги

По мере преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. началось все более широкое распространение платежных систем, основными из которых являются Visa и MasterCard, на которые приходится 62% всех выданных банковских карт (осень 2004 г.). Универсальность и глобальный охват ведущих безналичных платежных систем являются большим преимуществом для российских банков и потребителей. Рост конкуренции на российском рынке уже привел к снижению тарифов, росту эффективности ненадежности работы систем.

Три десятилетия массового использования кредитных карт в расчетах в мире доказывают, что данное средство платежа резко упрощает процесс покупки товара или получения наличных средств. Для большинства стран это важный способ хранения и защиты сбережений. Пластиковая карта позволяет ее владельцу оперативно практически в большинстве стран мира осуществлять покупки пли получать наличные в любое время суток. Пластиковые карты стали мощным средством потребительского кредита, применительно к ним часто строится стратегия продавцов товаров и услуг в отношении скидок и программ лояльности покупателем. Наконец, данная система платежей позволяет населению контролировать размер и структуру своих расходов во времени.

Развитие российского рынка банковских карт проходит все обычные стадии, но имеет и особенности, отражающие специфику как переходного периода, так и менталитета населения страны. Этим объясняется высокая степень недоверия населения к финансовым институтам ("финансовым пирамидам"). Другие страны (особенно Болгария и Венгрия) также испытывали тяжелые банковские кризисы, но только в России пришлось заново создавать в течение последних пяти лет условия для возрождения доверия к финансовой системе. Соответственно пострадали и некоторые отечественные системы платежных карт, хотя некоторые даже пережили банки, бывшие на старте их эмитентами. Другой особенностью было довольно широкое стартовое распространение новых систем банковских карт.

С конца 90-х гг. началось все более широкое распространение двух основных платежных систем. Это обострило конкуренцию на российском рынке. Огромный рост экспорта в 2000-2004 гг. и увеличение в несколько раз доходов населения в номинальном выражении привлекли в Россию производителей потребительских товаров и создали объективные предпосылки для развития бизнеса. Расширение иностранного бизнеса в стране, рост зарубежного туризма россиян послужили дополнительным стимулом для спроса на банковские карты. Российские банки отреагировали достаточно быстрым развитием этого рынка в интересах потребителей. В настоящий момент - в преддверии вступления России в ВТО - более агрессивную политику ведут дочерние иностранные банки. Ситибанк, например, в начале 2005 г. провел кампанию, предлагая бесплатно кредитные банковские карты с целью опередить конкурирующие российские банки, явно запаздывающие с новыми подходами в охвате сегмента состоятельного населения. Более высокая поляризация доходов создала предпосылки к следующей стратегии эмитентов на российском рынке: параллельное развитие простых дешевых зарплатных систем и дорогих карточек для состоятельных слоев населения, которая обусловлена высоким неравенством в доходах населения. Наконец, следует учитывать не только социальную, но и территориальную составляющую страны - развитие конкуренции по регионам имеет в России своп особенности.

Последняя составляющая должна учитываться как важнейший параметр при оценке и перспектив развития безналичных систем, и характера конкуренции на внутреннем рынке. Дело в том, что внутренние системы, обычно основанные на нескольких банках, стремятся создавать достаточно полный ряд продуктов, а за счет знания местной специфики могут конкурировать с международными гигантами на рынке зарплатных карточек. В то же время замкнутость внутри страны объективно ограничивает использование таких карт мобильными слоями населения, которым важен выход за рубеж. Попытки создать местную (отечественную) систему предпринимаются достаточно регулярно, но создать новую международную систему, видимо, нереально.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены