Государственные займы и их классификация

Страница 1

Государственный заем (заимствование) - это передача в собственность государства денежных средств, которые государство обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Займы используются для долгового финансирования бюджетного дефицита. Выпускать их может как федеральное правительство, так и региональные администрации, а также местные органы власти. К государственным заимствованиям относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства государства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков.

. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы - это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние - это обязательства государства перед резидентами. В течение длительного времени в СССР разделение государственных займов на внешние и внутренние проводилось не на основе резидентства кредитора, а на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним займом считался заем, произведенный и номинированный в иностранной валюте, а внутренним - номинированный в национальной валюте. Растущий уровень глобализации современной экономики и допуск нерезидентов на рынок рублевых обязательств обусловили переход от критерия валютирования к критерию резидентства кредитора.

. По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы - это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы - это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, - привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждении.

. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).

. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы - это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы - займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.

. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены