Природа и сущность налогов, их классификация

Страница 1

Налоги возникли вместе с зарождением государственности. Введению налогов предшествовали другие виды поступлений в казну: дань с побежденных, контрибуции, домены, регалии, пошлины. Все эти формы аккумуляции денежных средств бюджетом создали предпосылки для введения налогов, перехода на более высокий уровень развития экономики, систем контроля и правосознания.

Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса [4, c.46].

Валовой внутренний продукт на стадии производства - это стоимость произведенной за год продукции (товаров, услуг) за вычетом промежуточного потребления (стоимости материальных затрат).

В этом случае исходим из того, что государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности и вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую и другие. Взаимодействие объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов осуществляется посредством финансово-бюджетного и ценового механизмов.

Финансово-бюджетный механизм призван формировать и использовать финансы государства - бюджетные и внебюджетные фонды. Этот механизм направлен на эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важнейшим инструментом финансово-бюджетного механизма являются налоги.

Итак, всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплату труда работников, прибыль предприятия и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды).

Распределение ВВП распадается на две стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: трудящиеся платят подоходный налог в бюджет и производственные отчисления в пенсионный фонд, предприятия - налоги на прибыль и другие налоговые платежи и сборы.

В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Данное определение предусматривает следующие моменты:

· прерогативу законодательной власти утверждать налоги;

· налог является индивидуально безвозмездным;

· односторонний характер установлений налога;

· уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;

· налог взыскивается на условиях безвозвратности;

· цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В сфере налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

· налог - любое изъятие средств с целью формирования доходов государственного бюджета;

· налог - одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям [6, c.103].

Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства. В России юридическим критерием отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.

Страницы: 1 2

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены