Методика Калининой А.П.

Страница 1

Анализ структуры и динамики прибыли до налогообложения по данным отчетности

В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» приводятся данные о составе бухгалтерской прибыли (до налогообложения) в разрезе слагаемых за два аналогичных периода времени. При анализе эти данные сопоставляются и можно рассчитать, как повлияло каждое слагаемое на изменение бухгалтерской прибыли в сумме и в процентах. Следовательно, факторный анализ прибыли до налогообложения проводится по данным формы №2. Факторами изменения прибыли до налогообложения являются её слагаемые.

Методика факторного анализа прибыли от продаж

Прибыль от продаж зависит от трех основных факторов:

) от количества реализованной продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента);

) от уровня себестоимости единицы продукции по каждой позиции номенклатуры (ассортимента). В условиях инфляции себестоимость в течение отчетного периода неоднократно меняется, поэтому при планировании и экономическом анализе необходимо использовать средние показатели себестоимости единицы продукции;

) от уровня цен, по которым реализуются конкретные виды продукции. При планировании и экономическом анализе необходимо использовать средние цены на единицу продукции.

Калинина в своем труде приводит 2 основных подхода к факторному анализу прибыли от продаж:

) анализ предполагает прямые расчеты влияния факторов - объема продаж, себестоимости и цены единицы продукции - по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента);

) анализ основывается на информации, содержащейся в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», так называемый «экспресс-анализ».

Для оперативного управления организацией предпочтителен первый подход, поскольку он позволяет принимать обоснованные управленческие решения относительно объемов продаж, себестоимости и цены изделий по отдельным позициям номенклатуры (ассортимента). Вместе с тем необходим и экспресс-анализ, когда в распоряжении менеджера имеется бухгалтерская отчетность своей организации и организаций-конкурентов.

Анализ формирования чистой прибыли

Факторный анализ чистой прибыли позволяет ответить на вопрос о том, по каким причинам сумма чистой прибыли отличается от суммы бухгалтерской прибыли.

Перечень факторов, обусловливающих изменение чистой прибыли, определяется самой методикой её расчета:

) сумма бухгалтерской прибыли;

) сумма текущего налога на прибыль;

) изменение суммы отложенных налоговых активов за отчетный период (по счету 77).

Влияние названных факторов можно увидеть непосредственно из данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ рентабельности продукции

Показатели рентабельности продукции предназначены для характеристики уровня эффективности производства и продаж продукции, работ, услуг.

В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходимо измерить, можно выделить три группы показателей:

) показатели рентабельности всего объема продаж;

2) показатели рентабельности по отчетным сегментам;

3) показатели рентабельности конкретных видов продукции.

Показатели рентабельности всего объема продаж можно рассчитать по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»

Рентабельность активов коммерческой организации

Важнейшее место в системе показателей рентабельности занимает показатель рентабельности активов (имущества).

Стоимость активов на конкретную балансовую дату может быть принята равной итогу актива бухгалтерского баланса. Среднюю стоимость активов за период по правилам статистики необходимо рассчитать по формуле средней хронологической. При отсутствии информации среднюю стоимость активов можно рассчитать менее точно по формуле простой средней арифметической из двух балансовых остатков.

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены