Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ

Страница 1

1.3.1 Федеральный бюджет РФ

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (76%). Наиболее весомые налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы - более 40% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 10%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - около 8%, в их числе главное место занимают импортные пошлины.

Вторую группу составляют неналоговые доходы - 12%. В их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.

Третья группа - поступления от целевых бюджетных фондов - 11% (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд. Фонд развития таможенной системы и др.).

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования. Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% - на фундаментальные научные исследования, 76% - на правоохранительную деятельность, 89% - на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, второе место (14%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное образование - примерно 50%, на социальную политику - около 50%, культуру и искусство более - 20%. Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 9%).

Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 8% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство, расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство - свыше 30%.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

бюджетный система фонд доход

1.3.2 Бюджеты субъектов РФ

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены