Проблемы привлечения иностранных инвестиций в ТЭК и рекомендации по повышению их эффективности

Страница 2

В целом можно сказать, что Российская Федерация, стимулируя иностранные инвестиции и декларируя их льготный режим в различных нормативных актах, в них же устанавливает разного рода ограничительные условия. Судя по всему, Россия заинтересована не столько в иностранном присутствии, сколько в западных кредитах, желая использовать их самостоятельно.

Существует еще одна проблема. Для России как федеративного государства чрезвычайно важны вопросы иностранного присутствия в регионах. Для иностранцев, заинтересованных в инвестировании в регионы, действует громоздкая "двухъярусная" процедура, требующая обращений как в федеральные органы власти, так и в органы субъектов РФ. При такой системе очевидно, что основная доля организаций с иностранными инвестициями сосредоточена в Москве. Из российских регионов, где активно идет процесс иностранного инвестирования, можно отметить немногие - Санкт-Петербург, Карелию, Хабаровский край, Калининградскую, Сахалинскую и Мурманскую области. [7, c. 49]

Несмотря на перечисленные проблемы, российская экономика остается привлекательной для иностранных инвесторов, особенно в топливно-энергетической отрасли. Согласно законодательству, статус иностранной инвестиции предполагает следующие основные преимущества:

) право на возмещение убытков от неправомерных действий государственных органов;

) возможность уступки и передачи инвестиций другому иностранному лицу;

) право на возмещение при реквизиции или конфискации;

) "дедушкина" оговорка - если в период осуществления инвестиционного проекта меняется российское законодательство в невыгодную для инвестора сторону, для него продолжают действовать прежние, более выгодные условия (отметим, что это распространяется лишь на организации, в уставном капитале которых более 25% иностранных инвестиций, а также на приоритетные инвестиционные проекты - на сумму не менее 1 млрд. рублей иностранных инвестиций). Прежний правовой режим может действовать не более 7 лет;

) споры решаются по выбору сторон в российском суде или в международном арбитраже;

) прибыль свободно используется на реинвестирование;

) таможенные льготы (при приоритетном инвестиционном проекте). [17, c. 15]

Однако декларативные утверждения о привилегированном статусе иностранных инвесторов утопают во всевозможных ограничениях, устанавливаемых многочисленными подзаконными актами налогового и валютного права. Между тем необходимо отыскать и сохранить баланс интересов российской экономики и иностранных инвесторов. Особо следует подчеркнуть, что общие рамки, ограничивающие экономическую деятельность в России (права третьих лиц, экологическая безопасность, государственные интересы России), должны существовать и для иностранных инвесторов. Работать в России, даже в столь привлекательной отрасли экономики, как добывающая, могут только особо закаленные инвесторы.

В связи с вышеперечисленными проблемами необходимо определить основные направления деятельности государственных органов по привлечению иностранных инвестиций в ТЭК Тюменской области.

Целесообразным является укрепление юридической стороны вопроса привлечения инвестиций. По мнению некоторых экспертов, защита страны от иностранных инвестиций - признак неуверенности в силе национальной экономики и, напротив, наличия у общества веры в государство-защитника национального предпринимателя. Однако страна не сможет получить большие инвестиции до тех пор, пока иностранные инвесторы не будут уверены, что их вложения юридически хорошо защищены. [8, c. 26] В этой связи для привлечения иностранных инвестиций необходима корректировка законодательства в области иностранного инвестирования, в частности, облегчение процедуры регистрации предприятий с иностранным капиталом; изменение «двухъярусной» системы получения права на инвестиционную деятельность, что снижает желание иностранных инвесторов вкладываться в деятельность регионов, в том числе Тюменской области; уменьшение требований, предъявляемых к иностранным инвесторам. Также в качестве механизмов стимулирования развития НГК России целесообразно: снизить общий уровень и дифференцировать налогообложение; либерализовать порядок экспорта газа; установить безусловную передачу для разведки и разработки (выдачу сквозной лицензии) инвестору, проводившему ГРР, открытых в результате месторождений вне зависимости от объема их запасов (10, с. 52).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены