Анализ структуры налоговых платежей и ее равнительная характеристика

Страница 2

Рассматривая таблицу, заметим, что в Беларуси лидирующее положение по количеству налогов занимают кумулятивные сборы или платежи из выручки без НДС. Четко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли в доходах консолидированного бюджета и в ВВП.

В 2008 г. общая налоговая ставка применяемых на территории республики платежей из выручки без НДС составляла 4,5%, что выше предельной совокупной ставки таких налогов, не влекущей за собой существенных негативных последствий (до 2%). Следовательно, такая ситуация вызывает отягощенность налоговой системы кумулятивными оборотными налогами и приводит к вымыванию собственных оборотных средств, значительному ухудшению финансового состояния предприятий.

Что касается НДС, то его доля в доходах бюджета и ВВП сохранялась практически на неизменном уровне в пределах ¼ всех доходов бюджета, что сопоставимо с аналогичными показателями по странам с развитыми рыночными отношениями. Но оценка роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики считают, что НДС обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, неотработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки.

Налог на добавленную стоимость был изобретен М. Лорре (Франция). Впервые НДС был введен в Дании и во Франции - в 1967 г., в ФРГ - в 1968 г.

Экономическая значимость данного налога объясняется тем, что в государствах с развитой рыночной системой НДС способствует упорядочеию ее равновесия. Это достигается в силу того, что наряду с фискальной он выполняет регулирующую и стимулирующую роль.

НДС является косвенным одноступенчатым налогом, т.к. включается в ену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем.

Распространение НДС можно считать наиболее важным событием налоговой политики зарубежных стран в 70-80-е гг. В настоящее время НДС является важнейшей составной частью налоговых систем более 60 государств. На долю этого налога приходится в среднем 13,8% налоговых поступлений государственного бюджета стран и 5,5% ВВП (таблица 4.2.1).[35, c.180]

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран показывает, что его использование затруднено, т.к. сопряжено со значительными издержками по созданию методологической и методической базы, требует множества дополнительных уточнений и весомых расходов по своему управлению. Именно поэтому в США попытка введения НДС закончилась провалом, когда после

Таблица 4.2.2 Удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в развитых странах (на начало 90-х гг.)

Страна

НДС, % от общей суммы налоговых поступлений

НДС, %ВВП

1

2

3

Дания

20,6

9,9

Франция

19,9

9,0

Германия

16,8

6,3

Нидерланды

15,7

6,2

Люксембург

13,0

5,4

Бельгия

16,0

7,5

Ирландия

21,3

8,4

Великобритания

14,7

5,7

Италия

15,1

6,2

Испания

13,9

3,9

Португалия

13,3

4,3

Греция

14,9

5,3

Швеция

---

---

Норвегия

13,4

6,8

Австрия

1,9

8,3

Турция

21,7

9,1

В среднем по ОЭСР

13,8

5,5

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены