Оптимизация уровня налоговой нагрузки

Страница 2

Главной отличительной особенностью системного налогообложения развитых стран является его тесная взаимосвязь со структурой экономики, реально складывающимися экономическими пропорциями, а также ориентация на цели экономического развития.

Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. С другой стороны, рост налогового бремени имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства.

Изменение микро- и макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения. Так, повышение ставки налога на прибыль сопровождается снижением: нормы прироста капитала, что может отразиться на размерах капиталовложений, совокупного предложения; налога на потребление - сокращением потребления;

налога на экспорт - уменьшением спроса на внешних рынках и притока иностранной валюты в страну, если эти изменения повлияли на цены экспортной продукции, снижением заинтересованности отечественных предпринимателей в производстве данной продукции, а возможно, и сокращением внутреннего предложения.

Также практика свидетельствует, что попытка правительства за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех в ограниченном промежутке времени. О пределах роста налогового бремени свидетельствуют также такие явления, как снижение нормы сбережений, рост ,,теневой экономики”, перелив функционирующего капитала из производства в торговлю и посредничество и др.

Вследствие данных процессов приток налоговых поступлений замедляется. И при условии прежнего увеличения расходов государства ситуация усугубляется ростом займов и дальнейшим увеличением бюджетных дефицитов.

Следовательно, чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста. Эта закономерность наблюдается и в Беларуси (таблица 4.3.2).

Таблица 4.3.2 Анализ влияния налоговой нагрузки на темпы экономического роста в Республике Беларусь за2000-2009 гг. %

Показатели

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Темпы роста ВВП

92,4

87,4

89,6

102,8

111,4

108,4

103,4

106,0

104,0

106,3

Налоговая нагрузка

49,6

49,4

42,6

39,2

41,9

41,1

42,4

42,2

41,5

39,0

По данным таблицы 4.3.2. снижение налоговой нагрузки в 2003-2005 гг. позитивно отразилось на темпах экономического роста. Но доля налогов и отчислений во внебюджетные фонды, на уровне 42% характеризует достаточно высокий уровень налоговых изъятий. Наряду с этим величина налогового бремени в США и Японии значительно ниже, хотя в соответствии с теорией налогообложения, чем выше благосостояние общества, тем больший налоговый пресс может выдержать экономика.

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены