Направления совершенствования системы налогообложения и учета налогов

Страница 4

*формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения;

*повышение эффективности налоговых органов.

Заключение

В жизни нет ничего неизбежного,

кроме смерти и налогов.

Б. Франклин.

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства.

Налог - это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов разных стран отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.

Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям:

*равенство и справедливость - распределение налогового бремени должно быть равным, каждый плательщик должен вносить свою справедливую долю а казну государства;

*эффективность налогообложения - налоги не должны оказывать влияния на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятой налогоплательщиками и принята большей частью общества; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

В Республике Беларусь проблема налогов также одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. Пожалуй, в стране нет сегодня другого аспекта экономики, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом таких жарких дискуссий.

Уже более 12 лет действует в белорусской экономике налоговая система, введенная в действие с начала 1992 г. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы о ее эффективности и ответить на возникающие при этом неизбежные вопросы. Соответствует ли система условиям переходного периода к рыночным отношениям. Учитывает ли она реальную экономическую ситуацию, в которой проводятся рыночные преобразования. Выполняет ли она заданные ей функции. Положительно ответить на эти вопросы можно только с известной долей оптимизма. Анализ чисто фискальной стороны действия налоговой системы подтверждает лишь положение о переносе тяжести налогового бремени и источников формирования бюджета в условиях действия свободных цен на косвенные налоги, которыми облагаются средства, расходуемые на потребление. Но опять же надо быть большим оптимистом, чтобы даже с точки зрения чистого фиска говорить об идеальности действующей налоговой системы: ведь она не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование даже первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства. Не хватает финансовых ресурсов и для обеспечения полной социальной защиты населения в условиях перехода к рынку. В то же время весьма и весьма спорно утверждение, что действующая налоговая система не препятствует развитию предпринимательства, что налоговое бремя не очень велико и не приводит к чрезмерному изъятию средств государством. И поэтому важно изучение опыта зарубежных стран, направленного на оптимизацию видов и ставок налогов, количества и качества налоговых льгот, совершенствование налогооблагаемой базы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены