Налоги в системе управления экономикой Российской Федерации

Изучение экономической роли государства - неотъемлемая составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. Сегодня трудно себе представить общество, где бы государство не проводило активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества проблем. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и на социальное развитие почти во всех странах. Поэтому вполне закономерно, что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые этой важной и многогранной проблеме.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Государственное регулирование, направленное на обеспечение стабильности экономического роста представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Важно отметить, что государственное регулирование и экономический рост может осуществляться за счёт широкого спектра механизмов и мер воздействия. Главным из них являются денежно-кредитная и фискально-бюджетная.

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущимися представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объём реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему с которой сталкивается любая хозяйствующая система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.

Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х годов, в конце 90-х она опять вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

Поэтому именно вопрос государственного вмешательства в экономику, его пропорции, методы, формы и средства являются главным проблемным звеном правительства.

Теоретические основы государственного регулирования и экономического роста

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены