Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг

Страница 1

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяющие факторы изменения ее суммы. Структурно - логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности изображена на Рисунке В2. /1.219/

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием следующих факторов:

1. объем реализации продукции;

2. структура реализации;

. изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;

. изменение себестоимости реализованной продукции за счет изменения себестоимости отдельных изделий;

. цены на материалы и тарифы на услуги;

. отпускные цены на реализованную продукцию;

. экономия, связанная с нарушением хозяйственной дисциплины. /2.183-184/

В формировании прибыли от продаж участвуют следующие составляющие основной деятельности - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. По величине прибыли от основной деятельности можно характеризовать всю производственную коммерческую деятельность, и только этот результат может либо удовлетворить, либо "расстроить" товаропроизводителя. Следовательно, прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг считаем наиболее значимой и важной для ее производителя.

В состав доходов организации включаются не только доходы от основных видов деятельности, но и прочие доходы. Сформированная таким образом прибыль выступает в качестве основного источника расширенного воспроизводства, решения вопросов социального характера и стимулирования коллектива.

Таким образом, эта прибыль становится основным показателем оценки не только производственной, но и финансовой деятельности предприятий. /10/

Объем реализованной продукции может оказать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, увеличение удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции, общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. /4.261-262/

Распространенный в учебной практике факторный анализ прибыли в форме оценки влияния на прибыль изменения отпускных цен, цен на материалы и тарифов на услуги, изменений в объеме товаров, экономии от снижения себестоимости (структурные сдвиги) и прочего характеризуется громоздкостью расчетов, поэтому следует самостоятельно оценивать целесообразность таких расчетов для принятия управленческих решений.

Цель проведения анализа - не техническое совершенство, а выявление сфер разногласий. Количественные методы анализа всегда требуют качественной проверки полученных выводов опытными специалистами-экспертами. Анализ проводится для постановки проблемы и подготовки управленческих решений.

Анализ осуществляется в следующей последовательности:

1. определение целей анализа;

2. сбор информации;

. обработка информации с целью обеспечения достоверности и сопоставимости данных;

. формирование системы аналитических показателей;

. разработка алгоритма проведения анализа;

. расчет показателей, составление аналитических таблиц, схем, диаграмм;

. сравнение рассчитанных показателей с плановыми величинами, с нормативами, со среднеотраслевыми данными;

. определение факторов, влияющих на показатели;

. построение факторных моделей, анализ взаимосвязи и взаимозависимости показателей, факторов;

. постановка проблемы - обобщение результатов анализа, выводы, рекомендации для принятия управленческих решений. /12/

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Страницы: 1 2

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены