Методические подходы к диагностике размера прибыли и факторов её определяющих

Страница 1

При диагностике размера прибыли используют абсолютные и относительные показатели. Диагностика размера прибыли начинается с анализа абсолютных показателей прибыли.

К абсолютным показателям относятся: прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прибыль от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; валовая прибыль; чистая прибыль. Эти показатели отражают абсолютную прибыль хозяйствования.

Рассмотрим методику проведения анализа абсолютных показателей прибыли.

а) Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли до налогоообложения, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.

Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике сравнивают следующие показатели за отчетный и базисный период с выделением структуры:

. Прибыль от продаж

2. Сальдо от прочих доходов и расходов

. Прибыль от обычных видов деятельности

На валовую прибыль влияют следующие факторы:

. Прибыль от обычных видов деятельности

2. Операционные финансовые результаты

. Прочие финансовые результаты

б) Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности

Основную часть прибыли организации получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

) объема продаж продукции (VРП);

2) переменных затрат на единицу продукции (вi);

) суммы постоянных затрат отчетного периода (А);

) уровня среднереализационных цен (Цi).

П= VРП (Цi - вi) - А

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли организация могло бы получить при фактическом объеме продукции.

Если организация производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке.

в) Анализ уровня среднереализационных цен

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества можно определить следующим образом:

,

где Цн и Цп - соответственно цена изделия нового и прежнего качества;

VРПН - объем реализации продукции нового качества;

VРПобщ - общий объем продаж i - го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.

Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому виду умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего вида, результаты суммируем и делим на 100.

г) Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены