Государственное регулирование рыночной экономики: понятие, сущность

Страница 2

Наличие же колхозно-кооперативного сектора, по формальным признакам считавшегося особым, негосударственным сектором в экономике, на самом деле ситуация не меняло. В действительности этот сектор был органическим элементом государственной экономике. Основополагающие вопросы любой экономической системы - что, сколько, как производить и распределять - решались применительно и к этому сектору экономика государством.

О государственной экономике соответствовали и господствовавшие теоретические взгляды на «экономическую» роль и функции государства, на масштабы и глубину его вмешательства в экономическую жизнь. Суть этих взглядов и подходов нашла наиболее концентрированное выражение в концепциях погружения государства в экономический базис общества, в рассмотрении государства как ведущего элемента базисной структуре. К середине 80-хгг. степень огосударствления народного хозяйства России достигла беспрецедентных по мировым меркам масштабов. В общества к этому времени была осознана необходимость разгосударствления и приватизации.

Переход от государственной экономики через ее разгосударствления к смешанной экономике рыночного типа не означает исключения государства из экономической жизни общества. Этого не требует и ни одно из направлений современной экономической мысли. Различаясь между собой в вопросах конкретно допустимых масштабов государственного влияния на экономическую жизнь, все современные экономические теории исходят из его неизбежности.

Анализ имеющегося опыта развитых стран по государственному регулированию экономики позволяет отметить одну существенную особенность, характеризующую изменение масштабов и глубины государственного экономического регулирования, направленность подобных изменений. На первый взгляд со временем масштабы и интенсивность государственного вмешательства в экономику усиливаются. Действительно, на довольно значительных временных интервалах (почти столетие, начина со второй половины 19 века) можно проследить эту тенденцию во всех развитых странах. Очевидно, что годы мировых войн не показательны, так как в эти периоды неизбежное возрастание роли государства обусловлено чрезвычайными обстоятельствами, не имеющими непосредственного отношения к естественному развитию экономики. Но даже если не принимать во внимание эти периоды, общая тенденция к возрастанию экономической роли государства в это столетие была очевидна.

Вместе с тем попытка сформулировать общий закон возрастания экономической роли государства в процессе исторического развития вряд ли была бы правомерна, во всяком случае для подобного вывода отсутствует достаточная база данных. Если проанализировать государственное вмешательство в экономику в развитых странах во 2-ой половине XX в., то подобная тенденция не везде и не всегда прослеживается. Более того, в этот период во многих странах успешно и последовательно был осуществлен широкий комплекс мер по разгосударствлению экономики, выразившийся в проведении денационализации и приватизации государственных предприятий. Все это не могло не отразиться и на развитии экономической теории, на смене экономических концепций, пользующихся у теоретиков наибольшим авторитетом. В частности, это произошло с теорией Дж. Кейнса, притягательность которой в послевоенный период значительно уменьшилась.

Очевидно, что изменения масштабов и интенсивности государственного вмешательства в экономику в смешанных общественных системах носит периодический характер. Довольно значительные исторические периоды, характеризующиеся его усилением, могут сменяться и сменяются периодами с иной направленностью этих процессов. Но всегда сохраняется необходимость государственного регулирования экономики, если речь идет об обществе смешанного типа, в котором неизбежно существует и государственный сектор экономики.

Государственное вмешательство в экономику, осуществляется постоянно, хотя в разные периоды и с разной степенью интенсивности. Это характерно абсолютно для всех стран с экономикой рыночного типа. История экономического развития даже такой страны, как США, в отношении которой прочно закрепился стереотип классической страны свободного рынка, свободного от давящего инициативу государственного вмешательства, также опровергает мир о том, что своим развитием Америка обязана неограниченной свободе частного предпринимательства.

Анализ, который предпринял известный американский историк A.M. Шлейзингер - младший в очерке «Государственное регулирование и американская экономика», убеждает, что государственное вмешательство чаще вовсе не препятствовало, а, напротив, способствовало экономику развитию страны. Начиная же с 30-х гг. нашего века оно стало просто необходимым. Вопрос заключается лишь в поиске меры такого вмешательства, которая под влиянием различных обстоятельств чрезвычайно изменчива.

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены