Экономическая характеристика объекта исследования

Страница 5

Таким образом, на протяжении более чем двух столетий ученые-экономисты рассматривали налоги, как материальную (финансовую) основу стабильного функционирования национального рынка и существующей общественно-политической структуры.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция);

. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

. Стимулирующая функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и т.п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета, но это не главное. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Вопрос о стимулирующем влиянии налогов на народное хозяйство оказался достаточно сложным.

Признание финансовой наукой регулирующей функции налогообложения явилось прямым отражением процессов, происходивших в финансовой государственной политике.

Несомненно, что в течение ХХ века регулирующая функция налогообложения активно используется в государственной политике наряду с фискальной функцией, более того - значение регулирующей функции налогообложения постоянно возрастает.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Некоторые индустриально развитые страны имели социальные программы уже к началу ХХ века. В Германии развитие национального законодательства, предусматривающего реализацию социальных программ, относится к 80-90 годам ХIХ века. Правительство гарантировало рабочим компенсацию потери заработка при болезни и в результате несчастных случаев, а также пенсии по старости и инвалидности.

В США начали создавать сеть социальной поддержки с 1935 года, в период Великой депрессии. Введение социальных налогов вызвало жесточайшие споры среди политиков и экономистов. Приверженцы классической рыночной экономики резко критиковали президента Рузвельта за многочисленные нововведения в законодательстве, направленные на защиту наемных работников и потребителей. Закон о социальном обеспечении 1935 года подвергался беспощадной критике. Но последовавший за принятием социальных программ период стабилизации и дальнейшего роста экономики США подтвердил необходимость и обоснованность применения социальных программ.

К середине столетия экономисты и политологи утвердились во мнении, что эффективная сеть социальной поддержки предотвращает революции и иные крупные общественные социальные потрясения, обеспечивает политическую жизнеспособность рыночной экономики. Аргументом в поддержку этой теории нередко служит отсутствие в дореволюционной России государственных программ финансовой и социальной поддержки беднейших слоев населения, что в значительной степени способствовало популярности радикальных и экстремистских движений.

В большинстве современных государств существует ,,сеть социальной поддержки”, обеспечивающая защиту граждан от экономических трудностей, находящихся вне их контроля. Под ней подразумеваются, прежде всего, правительственные программы, предоставляющие финансовую помощь малообеспеченным членам общества, - пособия по безработице, пенсии по старости и по инвалидности, другие формы социального страхования и социальной помощи бедным. К подобным программам относятся и государственные системы бесплатной медицинской помощи, предоставления бесплатного жилья, а также широкого спектра социальных услуг для малообеспеченных семей.

Налоги взимаются с одних для выплаты пособий другим. Основными налоговыми инструментами обеспечения социальной стабильности в современном обществе стали налог на заработную плату в виде взносов в фонды социального страхования, которые выплачивают наемные работники и работодатели, и система налоговых льгот по подоходному налогу с физических лиц.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены