Экономическая характеристика объекта исследования

Страница 8

Как правило, налоги не имеют целью покрыть какой-нибудь конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов налогов. Поэтому большинство налогов - общие. Однако в ряде случаев введение целевых налогов способно сыграть положительную роль. Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он непосредственно уверен. Во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу. В-третьих, целевой характер налога может обосновываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов.

В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, подоходный налог является доходом местного бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год.

Существуют и другие основания деления налогов на виды, например, по субъекту налогообложения (налоги с юридических и физических лиц), по объекту налогообложения (налоги от выручки, от фонда заработной платы, от прибыли, имущественные налоги и т.д.), по периодичности уплаты (регулярные и разовые), по методу налогообложения (равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные) и т.д. В принципе в качестве критерия деления налогов на виды можно взять любой системный признак налога.

Между различными видами налогов в рамках налоговой системы возникают сложные соотношения, определяющие ее особенность и основные характеристики. Налоговая система каждого государства - плод исторического национального развития, и поэтому невозможно выделить эталонные характеристики, пригодные для любой налоговой системы. Можно говорить лишь об общих, универсальных закономерностях и тенденциях развития налоговых систем.

Таким образом, бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты (областные, городские, сельские, районные и поселковые).

Бюджет страны в 2010 г. свои доходы формирует в решающей части за счет налогов. Основные источники доходов консолидированного бюджета 2010 г.: НДС - 3148,6 млрд. руб. (34% в общих доходах без фондов); прямые налоги на доходы и прибыль юридических лиц - 1178,6 млрд. руб. (12,7%); подоходный налог с физических лиц - 1078,5 млрд. руб. (11,6%); акцизы - 834,4 млрд. руб. (9%); доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций -641,1 млрд. руб. (6,9%).

В переходном периоде происходят существенные изменения в бюджетном устройстве Беларуси за счет усиления самостоятельности всех органов власти в формировании и исполнении своих бюджетов, расширения их имущественных и финансовых прав.

Зависимость между налогообложением и формированием доходов бюджета - теоретическая основа, без которой невозможно конструировать оптимальную налоговую систему.

2. Критический обзор литературных источников по исследуемой теме

Теория налогов и налогообложения стала формироваться в конце ХVI века. На эволюцию науки о налогах оказали значительное влияние научные достижения в данной сфере западных философов-мыслителей и экономистов: Д. Локка, Дж. Милла, Ж. Сисмонди, М Вебера, К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Нитти, Дж. Кейнса и др. Работы многих из них в наше время были переведены на русский язык.

Наиболее видными представителями русской науки о налогах являются Посошков И.Т., Сперанский М.М., Тургенев Н.И. и др.

И.Т. Посошков (1652-1726 г.г.) издал сочинение «О скудности и богатстве», где изложил свою программу финансово-экономических преобразований в России. Главной причиной скудности страны он считал плохое состояние торговли и финансов, необдуманную податную политику. Автор выступал против ее фискальной направленности.

М.М. Сперанский (1972-1839 г.г.) своей программой финансовых преобразований «План финансов» (1810 г.), впервые заложил юридическую основу и научную систему в управлении государственными финансами. В соответствии с программой подушные подати были заменены подоходным налогом, который применялся в западных странах.

Наиболее яркой работой в области теории налогов того периода является труд Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов» (1812 г.), имевший большое значение в то время и не потерявший своей актуальности и сегодня. В ней автор раскрыл сущность и происхождение налогов, обосновал их значение для развития государственного хозяйства и всей экономики страны.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены