Государственное регулирование страховой деятельности

Страница 2

Структура органов государственного регулирования деятельности организаций на страховом рынке включает:

· Министерство финансов РФ, в структуре которого содержится специальное подразделение, контролирующее деятельность страховщиков - Департамент страхового надзора;

· Министерство РФ по антимонопольной политике - устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением;

· Центральный банк РФ - регулирует особенности деятельности страховых организаций на рынке банковских услуг;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - регулирует особенности деятельности страховых организаций на рынке ценных бумаг;

· Министерство РФ по налогам и сборам.

В России надзор за страховой деятельностью возложен на Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. В 1992 году был создан Росстрахнадзор - Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были даны контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Согласно п.1 ст. 30 Закона РФ "О страховании" от 27.11.92 "государственный надзор за деятельностью страховых организаций осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков или заинтересованных лиц и государства".

Основными функциями Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ являются:

· выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

· ведение Единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

· контроль за обоснованность страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

· установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

· выдача в предусмотренных законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховым организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

· разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным Законом о страховании к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

· обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций имеет право:

· получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

· производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности;

· при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае их невыполнения приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий.

Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:

· прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

· обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;

· повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, предоставлении им государственной поддержки;

· законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;

· совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью;

· совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференциальной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение требований и принципов добросовестной конкуренции.

Важнейшим проявлением государственного регулирования является лицензирование страховщиков. Лицензирование страховой деятельности на территории Российской Федерации носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности. Она может быть выдана только юридическому лицу, так как физическое лицо не может заниматься страховой деятельностью. Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования, связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены